Вход Господень в Иерусалим. 28.04.2024
Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье. Самый яркий, красочный праздник – праздник детского ликования и наивной радости. День великого торжества, предшествующий дням великих страданий. Сегодня Христос входит в Иерусалим, в священный и древний еврейский город, и показывает еще раз народу, что Он Сын Божий, царского достоинства, но далек от земных почестей. Он сказал еще в начале Своей проповеди в сорокадневной пустыне: “Прочь отойди от Меня, сатана, искушающий человека в Моем лице, и в лице человек верующих, верящих Моему Сыновству у Отца Небесного!”. И стал проповедовать на горе. Теперь Христос Спаситель еще раз показывает людям того времени и Апостолам, чтобы они не соблазнились на горе Голгофской, где Он будет распят, чтобы они были уверены, что Он — Отчее сияние, но надлежит совершиться всему тому, чему надлежит быть, — и что было совершено и зафиксировано в новозаветных книгах, и что было зафиксировано в Ветхом Завете. В этот день Иерусалим был потрясен. Древняя пророческая Церковь была потрясена новым явлением, новым лицом — Спасителем Христом. Тогда Христос Спаситель еще раз подтвердил истину о воскресении мертвых и что Он — Отчее сияние, для того, чтобы Апостолы Его не разбежались с горы Голгофы в тот страшный момент, когда Он будет изнемогать, страдать и молчать. Вот это событие мы сегодня, братья и сестры, празднуем единым праздником Вербного воскресенья, и как еврейские дети того отдаленного времени, которые, не умея еще связать речи своей, кричали на своем древнеарамейском и еврейском языках: “Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Бога Отца”, мы, с вербой русской, вспоминаем то событие после почти двух тысячелетий, прошедших с того времени, и готовимся к Пасхе Христовой. В средневековой Руси был в этот день установлен обычай “шествия на осляти”: на «осля» садился митрополит, позднее – патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. Обычай шествия на осляти в вербное воскресенье существовал в русских землях с середины 16 века до времени Петра I. В Москве на “осле”, ведомом государем, шествовал патриарх, а в других городах – на “осле” ехал епископ или архимандрит крупнейшего монастыря, ездовое животное под уздцы вел воевода.Шествие на осляти начиналось от Успенского собора Московского Кремля и через Спасские (Фроловские) ворота выходило на Красную площадь. У Лобного места совершали молебен, в это время собор Покрова на Рву играл роль алтаря, а вся площадь превращалась в храм под открытым небом. После этого архиерей, царь и небольшая группа приближенных шли в церковь Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, где совершали богослужение. И сегодня каждый из нас, сжимая в руках букетик вербы, готовится мысленно встретить Господа, впустить Его в сердце, освятить Его присутствием душу. Ведь только в освящённое присутствием Христа сердце войдет полнота Пасхальной Радости.