Великий Четверг. 17.04.2025

Последняя трапеза Спасителя с учениками в полной мере осмыслена и явлена нам во всём богослужении Великого Четверга.
На утрене, то есть вечером среды, звучит Евангелие, включающее события, начиная от уговора Иуды с первосвященниками и книжниками о предательстве и до окончания Тайной Вечери, вплоть до выхода Спасителя с учениками на гору Елеонскую (Лк.22:1–39).
А после Евангелия звучит невероятный, потрясающий душу канон Великого Четверга.
Как правило, в это же время в храмах совершается исповедь перед завтрашним Причастием. Как важно, чтобы очередь на исповедь не помешала слышать канон!
Да, мы можем не разобрать слов тропарей. И даже если читается канон отчетливо, и даже если мы следим за текстом по книге или смартфону, — он настолько ёмкий и богословски глубокий, что воспринять сходу получится только малую часть его, какими-то вспышками, искрами.
Но с первого же ирмоса — «Се́ченое сече́тся мо́ре чермно́е» — этот несравнимый ни с чем напев космической мощи покоряет душу. На этот же напев будут звучать ирмосы канона Великой Субботы. Мы сейчас в центре мира стоим, и в Великую Субботу будем в центре мира.
Тропари первой песни канона как раз об этом говорят: о Христе как Божией Премудрости. «Всевиновная и подательная жизни» Премудрость Божия — Христос, облекшись в храм телесный, чашу бессмертия растворяет верным и взывает: «Вкусите, и познав, что Я благ, воскликните: Славно прославился Христос, Бог наш!»