Стояние прп. Марии Египетской
Чудом Божиего Милосердия именуется преподобная Мария Египетская в акафисте, ей посвящённом. Наверное, невозможно найти христианина, который не знал бы преподобную Марию, не преклонялся бы перед ее подвигом, не изумлялся бы чудом ее преображения. Конечно, именно чудом можно назвать то, как радикально изменила она свою жизнь, как, отринув грех, ушла у пустыню , став на путь покаяния и аскетизма. Эта великая подвижница показала нам пример обращения человека от греховного состояния к праведной жизни, причем от бездны греха к удивительным высотам святости. Одержимая блудной страстью, она долго жила в Александрии, с ненасытимостью предаваясь греху. Как мы знаем из ее жития, Мария отправилась в Иерусалим, но у храма Гроба Господня Божия Сила не допустила ее к Честному Животворящему Кресту. И вдруг, в одночасье случилось чудо покаяния, осознание бездны своего греховного падения. Только молитва перед иконой Божией Матери дала ей возможность войти в храм и поклониться святыне. Оказав послушание Самой Пресвятой Богородице, Мария уходит в иорданскую пустыню и 47 лет проводит там в подвиге, и достигает величайшей святости. Именно поэтому ее память празднуется на пятой седмице Великого поста, когда с каждым днём все труднее постится мирянам, когда, пусть и небольшой, духовный подвиг кажется непосильным, а две оставшиеся до Пасхи недели – бесконечными. Тогда сорокасемилетнее подвижничество святой становится примером для нас, немощных, представляется блистательным идеалом для нас, слабых.
Удивительную решимость показала эта на вид слабая женщина, пойдя на такой подвиг веры, воздержания, послушания и доверия Богу, смирения и совершенного отречения от мира. За такую искренность, за то как она возлюбила Господа, дана была ей в помощь соответствующая помогающая Благодать Божия, немощное врачующая и оскудевающее восполняющая. Ибо во истину «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47). И кто побеждает, тот и увенчивается. «Дай кровь и прими Дух» говорят святые отцы.
Житие Преподобной Марии Египетской учит нас тому, что жизнь христианина это не только радость и благость, но это еще борьба с грехом и подвиг распятия плоти своей со страстями и похотями..
Как невозможно было Воскресение без распятия, Пасха без Великого поста, так и спасение человеческой души невозможно без страдания.
Святая Церковь видит в преподобных особый образ Божий в человеке. Это особый чин святости, ведь преподобные не просто принимают монашество (а они, как правило, монахи). Они всю свою жизнь посвящают отсечению от себя собственной воли, послушанию Божиему и борьбе со страстями, которые есть неизбежно в жизни каждого человека.Святая Церковь посвящает воскресный день ее памяти, чтобы показать: нет греха непрощенного кроме греха нераскаянного. Это относится ко всем без исключения — к великим и малым, к архипастырям и пастырям, к каждому из нас, здесь стоящих. Мы должны понять, что покаяние — это великий ключ к вратам Царствия Небесного, а упорство в правоте своего «я» — путь к погибели. Мы должны помнить об этом, знать и говорить друг другу. Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец.