Неделя сыропустная. 17.03.2024
Сегодняшнее воскресенье называется прощённым… Почему? Откуда взялась такая странная, на первый взгляд, традиция: просить прощения у всех и у каждого? Почему мир, такой важный, такой необходимый нам всегда, в канун Великого поста необходим нам буквально как воздух? Время поста не случайно называют временем покаяния и духовного сокрушения: каждый из нас в эти дни молит Бога о прощении, стремится исправиться, загладить грехи свои. И примирение с Богом необходимо начинать с примирения с ближними. “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой,”- пишет святой евангелист Матфей.
Традиция просить прощения у ближних перед началом поста возникла ещё в глубокой древности. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения. Таким образом проявляется всеобщее равенство перед Богом и Его судом.
И пусть каждый христианин сегодня от всего сердца попросит прощения у ближнего своего, пусть простит от всей души хоть в чем-нибудь виноватого перед ним, чтобы с замирающим от радости сердцем услышать однажды от Господа святые слова: “И Я прощаю тебя, чадо!”