Молебен 1.03.2020
Прощеное воскресенье.. В этот день каждый православный стремится испросить прощения у ближних своих за все свои прегрешения. Сколько раз бывало: мы начинали пост и обещали исправиться, но проходили Святые дни, и мы, оглядываясь на себя, убеждались, что ничего не достигнуто.
Это оттого, что не было положено твердой основы – твердого покаяния, примирения с Богом, примирения с ближним, и взаимного прощения. После слова “Господи” второе слово – “прости”. Бог хочет научить нас тайне этого слова, которое, как Адамов плач, открывает двери рая. Плакал Адам, и Бог воплотился, и распялся за его грехи. Плакал Адам, и вот открылись двери рая.
Сколько раз бывало: мы начинали пост и обещали исправиться, но проходили Святые дни, и мы, оглядываясь на себя, убеждались, что ничего не достигнуто. Это оттого, что не было положено твердой основы – твердого покаяния, примирения с Богом, примирения с ближним, и взаимного прощения. После слова “Господи” второе слово – “прости”. Бог хочет научить нас тайне этого слова, которое, как Адамов плач, открывает двери рая. Плакал Адам, и Бог воплотился, и распялся за его грехи. Плакал Адам, и вот открылись двери рая.
В течение всего Великого поста мы будем просить прощения у Бога, без конца повторять: “Господи, помилуй! Господи, прости!” И Господь скажет нам: “Что вы зовете Меня “Господи, Господи!” – и не делаете того, что Я говорю?” А Господь совершенно ясно говорит, что если мы прощаем другим, то и Бог нас прощает, и если не прощаем другим, то и Бог нас не прощает. И значит, если мы молимся этою молитвою, находясь во вражде, в ссоре с каким-либо человеком, мы просим Бога не прощать нас. И если мы говорим: “Никогда и ни за что не прощу за то, что он сделал мне” , – и молимся Господней молитвой: “И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим”, понимая значение слов, которые мы произносим, мы сознательно молимся Богу о том, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас. Простить до конца – это значит полюбить человека, хотя бы одного человека до конца, как Христос, и это значит – никого не исключить из любви своей. Так простить мы можем только Пасхою, Христом Богом распятым, и Христом воскресшим, Который в сердца наши изливает любовь Духом Святым. Между мною и тобою – крест, на котором грехи всех нас, твои и мои. Потому и говорим: “Бог простит, и ты меня прости”. В это время поют стихиры Пасхи: И ненавидящим нас, простим вся Воскресением! Будет легко и светло в храме, как после исповеди, как перед Причастием – предощущение света пасхального, к которому мы будем идти семь недель, всю нашу жизнь.