Преображение Господне. 19.08.2024
Преображение Господне в народе называют Яблочным Спасом . В этот день освящаются плоды нового урожая. В этот день, взирая на белоснежные одежды Спасителя, каждый мысленно возвращается в день своего крещения, вспоминает свои крещенские одежды. Именно они, чистые, сияющие, не запятнанные грехом, служат нам ориентиром нашей будущей жизни. Именно по ним сверяем мы свое духовное состояние, они побуждают нас катяться и сожалеть об утраченной чистоте. Преобразившись на горе Фавор, Господь показал людям Своё истинное предназначение, Свой путь, показал и то , какими могут стать люди, просвещённые Святым Духом. Святые отцы полагают, что причина, по которой Господь решил явно открыть ближайшим ученикам Свою божественную природу, была в событии, описанном в Евангелии шестью днями ранее. Господь перед Преображением совершает грандиозное чудо: с избытком насыщает четыре тысячи человек семью хлебами. Но сопровождавшие его фарисеи не осознают чудесность этого знамения, они, ослепленные своими предубеждениями, не видят в этом событии никакого божественного знамения и начинают просить у Христа знамений с неба, полагая, что чудо в небе точно будет для них убедительным доказательством божественности Иисуса Христа. Господь же предупреждает учеников беречься такого ослепления фарисейского мудрования, и затем прямо спрашивает учеников: за кого Его, Сына человеческого, почитают люди? Услышав ответ, что люди почитают Его за одного из пророков, Господь спрашивает их самих: за кого они — ученики и свидетели многочисленных Его божественных чудес, — за кого они принимают Его? Тогда Петр дает неожиданный ответ: “…Ты есть Христос, Сын Бога живущего” [συ ει ο Χριστος ο Υιος του θεου του ζωντος] (Мф. 16:16). Причем, в греческом оригинале Евангелия от Матфея слова “Христос Сын” даны с дублированием определенного артикля (ὁ Χριστὸς ὁ υἱὸς), и это по-гречески звучит как эмфаза, то есть усиление, подчеркивание, что именно Христос, есть именно Сын Бога, в прямом значении. Сын не метафорически, не в переносном смысле, не подобно сыну, и не «как сын Божий». В переносном смысле сынами Божьими именовались ангелы или потомки Сифа, так как они были послушны воле Божией, подобно добрым сыновьям Отца. Здесь же Петр называет Иисуса Сыном Бога Живаго в прямом смысле. А сын равен отцу по достоинству, например, если отец царь, то сын – царевич и будущий царь. Тем самым Петр уравнивает достоинство Иисуса Христа и Бога Живаго, — именно так именовали евреи Бога в Ветхом Завете, Бога Авраама, Исаака и Иакова. Св. Кирилл Александрийский подчеркивает: “Петр не сказал: «Ты — Христос или Сын Божий», но Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один — Сын Божий по природе. Поэтому он сказал с артиклем: Христос, Сын Бога (ὁΧριστὸςὁΥἱὸςτοῦΘεοῦ). А назвав Его Сыном Бога Живого, он показывает, что Он есть Жизнь и смерть над Ним не властна”. Тогда Господь в ответ называет Петра по имени и отчеству, и называет блаженным, как сподобившегося Божией благодати, которая и открыла Петру истину божества Христа, — не своим умом Петр в это уверовал. За такую благодатную веру Господь называет Петра Кифой, камнем, то есть обладающим твердой, как камень верой в то, что Христос есть Сын Божий, а значит и Бог. Он обещал построить Свою Церковь, то есть собрание людей, имеющих такую твердую веру во Христа, как в Бога, но потом сообщает апостолам о Своих грядущих страданиях и смерти. Прп. Иоанн Дамаскин утверждает, что именно исповедание веры Петра и было подлинной духовной причиной Преображения Господа на Фаворе. Преображение стало подтверждением истинности веры апостола: Петр провозгласил Божество Спасителя, а Господь, как бы в ответ на его исповедание, явил ему на Фаворе Свою Божественность. И сегодня каждый из нас стремится уподобиться в Преображении Христу, стремится стать лучше и чище пред Богом. Пусть Свет Фаворский просветит каждого в этот святой день